Первый лауреат от России

Станислав Попов


15 мая в Лондоне прошла церемония вручения премии Carl Alan Awards. В танцевальном мире она равнозначна «Оскару» в мире киноиндустрии. Премия существует с 1953 года, когда ее основала Mecca Entertainment Company. В те годы это была одна из крупнейших в Великобритании компаний, объединяющих наиболее обширную сеть танцевальных залов и развлекательных центров. Премия получила свое название по имени двух председателей этой компании. Это были Карл Хейманн и Алан Фэли (Carl Heimann, Alan Fairley). Начиная с 2007 года, организацией Carl Alan Awards занимается IDTA, одна из крупнейших танцевальных организаций Великобритании. Премия вручается за выдающийся вклад в танцевальную индустрию. Ее получают учителя, исполнители и хореографы. Причем уже сам факт попадания в номинацию всегда расценивался как признание такого вклада.


В 2015 году впервые в истории бальных танцев лауреатом премии в самой почетной номинации «За всемирный вклад в развитие танцев» (Worldwide Contribution) стал представитель России и Восточной Европы – Станислав Попов.

Станислав Попов

Станислав Григорьевич, в мае этого года вам была вручена почетная премия Carl Alan Awards. Она расценивается как главная премия танцевального мира, причем не только бального. Как она прошла по вашей жизни? Какое у вас было к ней отношение?


С.П. Про Carl Alan Awards я слышал неоднократно, и для меня эта, учрежденная в Великобритании, премия была наиболее высокой в мире бальных танцев. Действительно она вручалась не только представителям латиноамериканского и европейского танца. В Великобритании ее получали прежде всего представители, так называемых, сиквенс дэнс, чрезвычайно популярных в этой стране. А еще те деятели, организаторы и функционеры, которые развивали не только бальный танец, а и другие его виды, как в Великобритании, так и за рубежом. Я знаю, что многие выдающиеся деятели бального танца, такие как Робин Шорт, почетный президент WDC, Карл Броер, тоже почетный президент WDC, и многие другие известные люди были обладателями этой премии в номинации, которая является, наверное, самой престижной – Worldwild Contribution – «Всемирный вклад в развитие танца». Лучшие спортивные танцевальные пары мира, как в любителях, так и профессионалах также отмечались премией Carl Alan в соответствующих номинациях.


За все прошедшие годы сложилось огромное число номинантов, а их состав своеобразно отразил все происходящие в мировом танцевальном спорте изменения. В начале гегемонию Великобритании, а затем появление и других стран. Сначала европейских – Германия, Дания, а потом и других континентов, в лице США, Японии и Австралии.


Для меня эта премия всегда была очень престижна. Лет пятнадцать назад меня номинировали первый раз, и я приезжал на вручение. Но тогда премию получил Рене Барси из Франции. А мне было просто приятно от самого факта на ее выдвижение. А в этом году все произошло совершенно неожиданно, впрочем, так же как это всегда и происходит для всех номинантов. Немного поясню. В комитет этой премии входят представители только Великобритании, около 10 человек. Это уважаемые люди, среди которых чемпионы прошлого, известные танцевальные функционеры. Например, такие, как Роберт Гровер, в прошлом чемпион мира в европейских танцах среди любителей 1976 года. Позднее он стал президентом Imperial Society of Teachers of Dancing (ISTD) - престижной английской организации, объединяющей большое количество педагогов бального танца и не только. Из представленных заявок комитет отбирает по три кандидатуры на каждое направление, сохраняя это в абсолютном секрете. Комитету надо в этом вопросе отдать должное. Мик Стилианос и Лорна Ли - тоже его члены. Они выдающиеся танцоры, замечательные организаторы, но, когда сообщают номинантам о выдвижении, то ничем, даже своим тоном не дают понять, как все в итоге сложится. Поэтому в полученном мною уведомлении, не было ни приглашения приехать, ни намека на то, что желательно мое присутствие. Просто информация, а дальше уже каждый решает сам. Но во всем многообразии бального танца и танцевального спорта, среди тысяч и тысяч великолепных исполнителей, организаторов, деятелей танцевального спорта и бальных танцев, быть уже просто номинантом – достижение, поэтому все номинированные в разных категориях приезжают. И, возможно, так случается, что люди неоднократно номинируются, а потом получают эту награду.


Для меня поездка оказалась очень интересной, еще и из-за очень напряженного графика. 14 мая я только прилетел в Москву из Севастополя, где мы впервые проводили в Крыму турнир «Севастопольский вальс».


Два года назад были учреждены два региональных отделения Российского танцевального союза – Крым и Севастополь, в соответствии с созданием этих двух новых субъектов Российской Федерации. Турнир «Севастопольский вальс» имеет давние традиции, проходит более 30 лет, но впервые как турнир Российского танцевального союза. Его организаторы – Вадим Елизаров, народный артист Украины и руководитель уникального Театра танца, и его сын, Александр Елизаров, заслуженный артист Украины и победитель чемпионата России этого года в программе европейского шоу.


Вернувшись из Крыма 14 мая, 15 мая я уже улетел в Лондон. Там я встретился с одними из организаторов этой премии Миком Стилианосом и Лорной Ли. Обычно награждение проходит за день до их турнира Universal. Но в разговоре со мной они, не делая никакого намека на то, что я могу получить премию, поинтересовались, – «не могу ли я остаться и судить на их турнире Universal?» Я ответил, что не смогу, поскольку 17 мая должен улетать в Сочи на фестиваль искусств Газпрома «Факел». Так что, 15 мая я прилетел, в этот же день прошло награждение, а 16 мая улетел обратно. Приезд в Лондон стал для меня приятной возможностью вновь увидеть церемонию вручения Carl Alan Awards и встретиться с разными поколениями людей, создавшими славу бального танца в Великобритании и во всем мире.


Как прошла сама церемония?


С.П. Все проходило в исключительно красиво декорированном зале, с великолепным светом, эстрадой, на которой находился прекрасный оркестр. За столами разместилось более 500 человек. Очень красивый ужин с отличным обслуживанием, великолепным меню, напитками. Все способствует тому, что церемония проходит в непринужденной обстановке. А в том, что номинанты одной премии располагаются за одинаковыми столами, заключена определенная мудрость организаторов и отражена структура события. Но, конечно, главное – это люди. Среди публики лауреаты прошлых лет, а также все приглашенные для международного турнира Universal, и просто гости, купившие билеты на этот вечер. На фоне замечательной музыки идет ужин, затем небольшой перерыв и показательные выступления. В этот раз выступали две великолепные профессиональные пары – в латиноамериканской программе Стефано ди Филиппо и Даша, а в европейской программе – Домен Крапец и Наташа Карабай. Затем было выступление очень известного в Великобритании комедианта. Когда его объявили, публика очень оживилась. А после этого началось награждение.


Музыка продолжала играть, а номинанты выходили по специально выложенной для этого красной дорожке. Она вела к столу награждающих, где находились все призы. В этом году в качестве ведущих выступили один из известных ведущих британского телевидения со своей спутницей, им ассистировали Мик Стилианос и Лорна Ли. Награждение шло по всем номинациям: лучшая пара среди профессионалов, среди любителей, европейские и латиноамериканские танцы, выдающиеся деятели в традиционном для Великобритании сиквенс дэнс, люди, внесшие большой вклад в организацию школ бального танца. Ну, и последняя номинация – Worldwild Contribution. Каждый раз при объявлении номинанта, на экране появлялся подготовленый видеоряд в виде слайд-шоу или видео. В моей номинации были представлены три персоны. Начали с Бригит Майер из Германии, сейчас она живет в Канаде. Замечательная в прошлом танцовщица, участвовала в первом Кубке мира в Москве в 1995 году. После завершения конкурсной карьеры она уделила большое внимание истории бального танца, истории Всемирного танцевального совета (WDC). Бригит выпустила большой альбом – «Легенды бального танца» (Ballroom Icons). Мне приятно, что в моем лице один из представителей России попал в этот «иконостас». В течение нескольких лет в Education Department WDC (Образовательный отдел) Бригит вела раздел, посвященный истории и созданию энциклопедии. Она знакомила всех членов WDC, да и всех желающих, с историей WDC, с персоналиями, размещала редкие видео и многое другое. Бригит внесла большой вклад в создание истории Всемирного танцевального совета.


Второй представитель – это Исао Накагава, президент Японского танцевального совета, в прошлом неоднократный финалист чемпионатов мира среди профессионалов по европейской программе. Деятель, который в течение многих лет проводил и проводит крупнейшие в Японии турниры, и, в том числе, он один из инициаторов и организаторов Азиатского тура. Организатор турнира Asia Open в Токио. Человек, который сделал многое для развития танцевального спорта в Азии, один из создателей Азиатской любительской лиги.


А потом представили мою кандидатуру, и затем последовало объявление. Честно говоря, выслушивал я все это спокойно, без сильных переживаний. Передо мной было красивое событие, красивые люди, все заслужено получали свои награды. И когда назвали мое имя, было действительно приятно подняться, пройти под аплодисменты публики по этой красной дорожке, получить награду. Каждый из награжденных имел возможность произнести ответное слово, и я, конечно, поблагодарил британское танцевальное сообщество, которое уже почти в течение века развивает на нашей Планете бальные танцы.

Я говорил о том, что было время, когда мы в Советском Союзе могли получать информацию только из каких-то журналов, учебников и, выходящих каждую неделю, так называемых, «Писем Алекса Мура». Каким-то образом мы их доставали в Ленинской библиотеке и ходили туда для изучения. А еще журнал Ballroom Dancing Times, который можно было получить только в библиотеке Иностранной литературы. В конце 60-х годов информации было мало, и каждая ее крупица из Великобритании была необыкновенно ценна, а сама Великобритания представлялась нам Меккой бального танца. Она такой является и сегодня. Может быть, только сейчас нет таких результатов. Спортивный танец развился во всем мире, выросли другие чемпионы, в том числе и в России, которая заняла одно из ведущих мест в мире, как среди профессионалов, так и среди любителей.


Во время представления моей кандидатуры как раз и говорилось о тех турнирах, которые мы проводим: и о Кубке мира в Кремле, и о большом количестве чемпионатов мира и Европы, и о российских танцевальных парах, которые сегодня на чемпионатах добиваются высочайших результатов.


Поэтому я поблагодарил Великобританию и устроителей церемонии вручения Carl Alan Awards за высокую оценку моего труда. Сразу вспомнилось, что так всегда говорили в советское время – «за высокую оценку моего скромного труда» (смеется – ред.). Кстати, в начале своего выступления я слегка пошутил, что вызвало большое оживление в зале. Я сказал, что раньше думал, что Сarl Alan Award – это премия в честь Карла Броера и Алана Флетчера. Народ смеялся от души!


Всегда должно быть уважение к тем поколениям международного сообщества, которые внесли огромный вклад в развитие бального танца, и преемственность поколений. Об этом надо говорить постоянно, создавая Традицию. Лишь тогда мы будем уверены в том, что наши последователи и в нашей стране, и в других странах будут уважать людей, создавших национальный и мировой бальный танец, и его славу.


Станислав Григорьевич, в вашей номинации такая формулировка – «За выдающийся вклад в мировой танец». В его развитии есть две стороны – национальный уровень танца и международный. Что бы вы сами поставили на первое место, если бы говорили о своем вкладе в российский танец, и что бы, говоря о мировом уровне?


С.П. Пожалуй, это надо соотнести с периодами моей творческой жизни. Сначала это были выступления на турнирах. Первой парой, ставшей в СССР профессиональной, были Юрате и Чесловас Норвайши. А мы с Людмилой – второй по счету и первой профессиональной российской парой, которая выступила на крупнейших международных турнирах и чемпионатах. В любителях нам не удавалось танцевать на чемпионатах мира, хотя у нас были высокие достижения на турнирах в Финляндии, Германии и во всех социалистических странах. Но правила Международного совета танцоров любителей (ICAD – так раньше называлась Всемирная федерация танцевального спорта) не позволяла принимать участие в ее чемпионатах танцорам из стран, не являющихся ее членами.

Станислав и Людмила Поповы

А в профессиональной организации политика была более свободной и демократичной. И, став в 1981 году профессионалами, мы получили большое количество приглашений, в том числе и на чемпионаты мира и Европы. На своем первом чемпионате Европы по латиноамериканским танцам в Саутхэмптоне в 1983 году мы заняли восьмое место. Это была сенсация. Я помню, как ВВС уделила нам довольно много времени в телевизионной трансляции чемпионата, поместив интервью с нами в начале программы и фрагмент нашего танца из полуфинала.


Поскольку мы не выступали в финале, на чемпионате возникла одна любопытная ситуация. На все турниры мы, естественно, ездили с любительской 8-милиметровой кинокамерой. Тренера тогда найти было сложно. Были какие-то эпизодические встречи с известными специалистами в Западной Германии, Дании, Великобритании или во время их визитов в Москву. А так в основном кинокамера. Она была нашим близким тан